Сайт заведующей ДОУ Михайловой Татьяны Михайловны

О себе. Моя формула успеха

Моя педагогическая деятельность началась давно, сразу после окончания Казанского педагогического училища. Первые годы моей работы воспитателем в детском саду № 1 «Ласточка» под руководством заведующей Дурченковой Марии Николаевны и воспитателем-наставником Калугиной Валентины Васильевны, я и сегодня вспоминаю с огромной благодарностью. Их наставления, советы: «сеять доброе, разумное» помогают мне в работе до сих пор.

Пять лет проучилась в Елабужском Государственном Педагогическом институте (1981-1986гг.) по специальности «Педагогика и психология» дошкольная. С 1984г. работаю заведующей детского сада.

Очень быстро выяснилось, что знать дошкольную педагогику и психологию для современного руководителя недостаточно. Я ощутила, что мне не хватает знаний по психологии управления коллективом. Такие знания необходимы как воздух. Знаю, как особенно трудно приходится начинающим. Каждый день мне приходилось отвечать на самые разнообразные вопросы. Решения принимала интуитивно сразу же, более сложные проблемы откладывала, были и другие затруднения. Ведь руководить коллективом из 64 человек, в котором почти одни женщины, надо, действительно, умело и чутко. Всё больше убеждалась в том, что руководителю очень необходимы знания психологии управления.

В первую очередь пыталась создать свой образ руководителя. И для начала мне захотелось понять, какая я на самом деле, определив свои личностные качества, способности.

Образцом грамотного руководства для меня являются мои непосредственные  руководители: заместитель руководителя Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района - начальник Управления образованием  Кульбеда Валентина Васильевна и методисты информационного-методического центра муниципального учреждения образованием Кадирова Фарида Мухамадулловна и Мирзаханова Альбина Наильевна.

Глядя на то, как они отдают себя работе, понимаешь, каким должен быть настоящий руководитель, и в каком направлении нужно совершенствоваться, чтобы соответствовать образу «хорошего руководителя». В моём понимании это:

  • высокий профессионализм;

  • целеустремлённость и преданность делу;

  • способность принимать мудрые и нестандартные решения;

  • умение организовать себя и людей;

  • забота о людях и о деле одновременно;

  • справедливость;

  • умение воспринимать новые идеи, творить;

  • видение перспективы.

Опыт работы в должности заведующей помог выделить несколько правил грамотного поведения с подчинёнными, которые помогают мне, как  руководителю:

  • полюбить сотрудника и научиться видеть лучшую сторону его личности;

  • попытаться встать на место работника – только тогда можно увидеть правильность решения;

  • управлять своими и чужими эмоциями, не опускаться до «базарных»разговоров;

  • уметь разделять людей и их проблемы, проблемы решать конструктивно, оценивать обстоятельства, а не людей;

  • уметь убеждать не давлением, а аргументами;

  • за всё, что происходит в учреждении, принимать ответственность на себя;

  • искать не одну, а много альтернатив;

  • понимать смысл речи говорящего с тобой;

  • в начале любого общения точно определять свои цели, говорить о них простым и доступным языком;

  • не искать виновного, а искать причины;

  • быть терпеливой и доброй к людям;

  • уметь признавать свои ошибки и анализировать свои действия;

  • быть добрым другом, наставником, но иногда и учеником;

  • любую беседу заканчивать на мажорной ноте.

Для того чтобы учреждение достигло успеха, надо иметь не только такие личностные качества, как инициативность, коммуникабельность, ответственность, организаторские способности, решительность, упорство, порядочность, но и обладать интеллектуальными способностями. Впрочем, и физическая закалка тоже нужна. Кроме того, предъявляется ещё ряд требований, касающихся компетентности и имиджа.

Но если педагог создаёт и поддерживает свой собственный имидж, то от руководителя зависит формирование культуры, имиджа всей организации, а для этого нужны знания по менеджменту. В 2011 я прошла профессиональную переподготовку по программе «Менеджмент в образовании», в 2015 году - по программе «Государственно-общественное управление образованием в условиях ФГОС дошкольного образования», в 2016 году -  «Управление государственными и муниципальными закупками».

 Чем глубже постигаешь науку управления, тем больше встаёт вопросов, тем шире круг поисков.

Формула успеха руководителя дошкольного образовательного учреждения – такая же, как у руководителя любого другого предприятия. Всем известно, что руководитель создаёт условия не только для творческой, но и безопасной работы. В последнее время именно создание таких условий выходит на первый план. Самое трудное в работе руководителя – начертать в мыслях образ желаемого, затем его детализировать, ну а потом обозначить пути его достижения. Вот и всё. Далее – вся деятельность должна быть направлена на решения желаемого образа, но только в выбранном направлении. Шаг влево, шаг вправо считается  отступничеством. Глубокие душевные раны, полученные за счёт неготовности сотрудников к происходящим переменам, непонимание руководства, отсутствие каких-либо материальных средств не принимаются. Необходимо уметь находить выход в любой ситуации.

Другая сторона отображает тип взаимоотношений с коллективом. Здесь всё просто: необходимо обратить их в веру созданного всем коллективом образа учреждения, а об имеющихся недостатках говорить так, чтобы сами сотрудники захотели изменить ситуацию. Они должны чувствовать искреннее внимание, стремление к успехам в улучшении условий труда,  раскрытии их потенциальных возможностей.

Будем ждать, когда изменится финансирование дошкольных образовательных организаций, так как при более полном финансировании будет лучше и качество работы учреждения, этого жду я и мои коллеги.

Каждому, хоть сколько-нибудь знающему работу руководителя, известно: на лёгкий и скорый успех, в большинстве случаев, рассчитывать не приходится. В конечном счёте, не первые впечатления, а опыт достаточно продолжительного взаимодействия руководителя и сотрудников дошкольного учреждения определяет характер их отношений и влияет на эффективность действий.

И последнее, что хотелось бы сказать. Все заведующие, с которыми мне приходится общаться, на вопрос: «Что для вас самое трудное в работе сегодня?» отвечают: «Труднее всего справиться с количеством бумаг и отчётов, которые валятся на наши головы. Даже блага цивилизации, такие как электронная почта, обернулись злом для руководителей. Теперь по этой почте ежедневно сыплются десятки вопросов, на которые надо немедля давать ответ. Поэтому, увы, не хватает времени по-настоящему работать с педагогами,  детьми и родителями,  некогда этим заниматься - пишем  и пишем «бумаги».

Не будем закрывать глаза на то, что за прошедшие годы серьёзно изменилось положение руководителя ДОУ: он получил значительно больше прав, но, вместе с тем, увеличились и круг его обязанностей, и мера ответственности. Он несёт ответственность за подбор сотрудников, приём на работу, расстановку педагогических кадров и уровень их квалификации. Следовательно, все претензии родителей за некачественное образование обращены непосредственно к заведующей учреждения. И это в условиях, когда государство выделяет всё меньше средств, а хозяйственных проблем по ремонту, замене устаревшего оборудования и т. п. становится все больше. Приходится думать о дополнительных платных образовательных услугах. Проведение их частично помогает решить возникшие трудности в ремонте, приобретении самого необходимого.

Оглядываясь назад, замечаю, что мои взгляды на жизнь, сотрудничество и руководство во многом изменились. Но остаётся неизменным одно, что я всегда стремилась и стремлюсь довести до каждого педагога: необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень, и что, только объединив усилия всех педагогов, можно достичь цели. Я и сейчас в этом убеждена.

 

 

Оставить комментарий: